МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород

Образовательные стандарты и требования

Образовательные стандарты и требования

  

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

• единство образовательного пространства Российской Федерации;

• преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Стандарт включает 3 вида требований:

1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Стандарт является основой для:

- разработки примерных основных образовательных программ;

- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

- организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

 - осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

- организации деятельности работы методических служб;

- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Обновленный ФГОС-2021

    Министерством просвещения РФ утвержден  (приказ Минпросвещения от 31.05.2021 г. № 286) обновленный федеральный государственные образовательный стандарт (далее – ФГОС) начального общего образования (далее – НОО).  

    С 1 сентября 2022 года  ФГОС НОО действует в каждой школе для обучающихся, которые приняты на обучение в первые классы в 2022 году.

     В обновлённом ФГОС НОО сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

     Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо  от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

    Новые (обновлённые) стандарты уточняют и актуализируют действующие ФГОС НОО.

ФГОС НОО -2021:

• опираются на системно-деятельностный подход;

• уточняют и конкретизируют достижение трёхкомпонентных результатов образования;

• сохраняют и развивают курс на вариативность, индивидуализацию, открытость образования;

• стимулируют использование ДОТ и электронного обучения (с учётом опыта последних лет);

• стимулируют организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся;

• ставят задачу формирования функциональной грамотности учащихся.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (1-4 классы)

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 

https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/

Федеральный государственный образовательный стандарт ОВЗ

        В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Приказ Минобрнауки РФ ОТ 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7-1598-%D0%BE%D1%82-19.12.2014.pdf

Приказ Минобрнауки РФ ОТ 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7-1599-%D0%BE%D1%82-19.12.2014.pdf