Цель: Расширять представления о профессиях взрослых, их значении и важности. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расход», «приход», «зарплата». Закрепить математические понятия «на 2 меньше – больше», состав числа 5, умение считать в пределах 20.
Задачи:
-развивать любознательность, внимание, память, мышление, умение делать умозаключения, выводы;
-воспитывать уважение к труду взрослых;
-воспитывать умение согласованно работать в группе детей, договариваться друг с другом и учитывать мнение каждого.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением работы бухгалтера, счеты, калькулятор, компьютер, камешки, игрушки, картинки для коллажа.
Ход.
- Дорогие ребята! Давайте начнем наше занятие с хорошего настроения. Вместе проговорим стихотворение:
Все умеем мы считать:
Один, два, три, четыре, пять.
Учимся, играем вместе:
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Наша группа – лучше всех!
Десять, девять, восемь, семь, шесть.
Мы – одна семья, смотри:
Пять, четыре, три, два, один.
- Сегодня мы с вами поговорим о профессиях и познакомимся с очень интересной профессией.
- Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.
- Какие профессии вы можете назвать? (ответы детей)
- Послушайте загадку:
Загадка про калькулятор.
Что – то бабушкины счёты брать с собою неохота
Лучше я возьму ребята в школу новый ….(калькулятор)
- Для чего он служит? (для того, чтобы считать)
- Может, кто знает, человеку, какой профессии он необходим чаще всего? (бухгалтеру)
- С виду она вроде и незаметная, но без бухгалтера не сможет работать ни одно предприятие, а также завод, магазин, аптека, больница, школа и детский садик, кафе и ресторан, театр и музей. Получается, что бухгалтер нужен везде.
- Интересно, а что было бы, если бы все бухгалтеры вдруг пропали?
- Вот представьте себе. В магазин привезли замечательных кукол и машинки на радиоуправлении. Но продавец не может поставить эти игрушки на полку, пока бухгалтер не сосчитает все игрушки и не напишет в своих документах «приход» этих игрушек. И вот только после этого продавец сможет продавать игрушки. И здесь бухгалтер считает «расход», сколько игрушек продано….Чем больше продано игрушек, тем больше денег заработают работники магазина. Даже ваши мамы и папы не смогли бы получить зарплату на работе, если бы, бухгалтеры не сосчитали, сколько денег надо выдать всем рабочим.
- А вот интересно, ведь калькулятор придумали совсем недавно, как же раньше – то люди считали?
- Давным – давно, люди даже не знали цифр. Но им необходимо было сосчитать, сколько мешков зерна они собрали на своём поле, сколько овец у них в стаде. И тогда они делали зарубки - насечки на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер, в которых жили. (иллюстрации)
- Но особенно интересно они придумали считать при помощи обыкновенной веревки! Вот посмотрите. Поехал мужик на базар муку продавать, а сколько мешков у него, он не знает, не умели же ещё считать люди. Вот он веревочку взял и стал узелки завязывать, один мешок – один, узелок, ещё один мешок - ещё один узелок. Вот сколько мешков мужик привез на базар? (три)
- Правильно, молодцы. А потом люди придумали глиняные дощечки, на которых палочкой чертили отметины, потом даже на коре от дерева писали, потом придумали, как делать бумагу и уже на ней писали крестики и черточки. (иллюстрации)
Потом люди изобрели счёты. (сначала из косточек на палочках, а потом вот такие из колечек на прутиках) И придумали цифры. И вот тогда в те далёкие времена и появилась профессия бухгалтера.
Затем стали считать на калькуляторе, это своего рода первый компьютер для цифр. (показать)
А как вы думаете, на чем считают сейчас (на компьютере)
- Послушайте стихотворение про бухгалтера.
Есть бухгалтер в ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход -
Ничего не пропадёт!
- Какие знакомые слова вы услышали, о которых мы говорили?
- Бухгалтерское дело, очень нужное и важное. Если не вести учет доходов и расходов, то порядка в работе организации не будет!
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать бухгалтер? (Ответы детей.)
- Верно! Бухгалтеру необходима тщательность в работе, внимание и сосредоточенность, хорошее знание математики, усидчивость и терпеливость.
- А как вы думаете, какие еще предметы должны быть на столе у бухгалтера? (ручка, карандаш, бумага)
Физминутка
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли –
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
- Еще бухгалтер должен хорошо знать математику.
- Вот и мы давайте представим себя бухгалтером и нам надо посчитать, сколько игрушек нам принесли в группу (6 машин и 8 кукол.)
- Давайте посчитаем, сколько всего игрушек у нас?
«Каких меньше и на сколько?», «Каких больше и на сколько?»
«А что сделать, чтобы их стало поровну?»
- Поиграем в дидактическую игру «Цветные камешки»:
У меня 5 камешков. Я буду их делить в своих руках и покажу одну ладошку. Угадайте, сколько камешков в другой ладошке. Почему? (Игра повторяется несколько раз, ведущим может быть ребенок)
- Я буду рада, если кто – то из вас, когда вырастет, тоже будет работать бухгалтером.
- Ну а пока вы можете потренироваться быть кассиром, когда играете в магазин. Ведь из хорошего кассира получается потом отличный бухгалтер!