МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Неделя психологии. Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции

    Еремина Ольга Владимировна.
    Неделя психологии. Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции.

    Уважаемые родители,  в нашем детском саду на этой неделе проходит «Неделя психологии». В рамках этого мероприятия я буду вам отправлять в чат памятки, рекомендации, игры и тд. Направлена Неделя психологии будет на развитие эмоционально -волевой сферы, развитие навыков общения и дружелюбия, развитие навыков жизнестойкости , а также формирование представлений о видах профессиональной деятельности . 

    С уважением , педагог-психолог Еремина Ольга Владимировна.

    Данные игры и упражнения направлены на развитие внутреннего мира ребенка, дают представление о разнообразных эмоциях, учат дошкольников понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей, а также помогут детям овладеть приемами саморегуляции и снятия внутреннего психического напряжения.

    Игры, упражнения , этюды :

    Целью является овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

    Угадай эмоцию

    На столе раскладываются пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. Далее дети, с помощью мимики лица, по очереди, пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

    Угадай настроение

    Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих.

    Малыши становятся в круг, ведущий просит показать их какую-либо эмоцию (радость, печаль, тоску, грусть и так далее). Помимо основного психотерапевтического эффекта упражнение также развивает подвижность лицевой мимики ребенка.

    Картинки настроений

    Необходимо подготовить наборы картинок, на которых изображены животные с раз­личной мимикой (например, набор: кошка весёлая, грустная,  сердитая и т. д. Количество наборов соответствует числу детей или количеству микро групп.

    Ведущий показывает детям схематическое изобра­жение той или иной эмоции или изображает сам, опи­сывает словами, описывает ситуацию и т. д. Задача детей — в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

    Нравится-не нравится (для детей с 5 лет)

    Ребенок рассматривает карточки с изображением различных оттенков настроений и раскла­дывает их по следующим признакам: какие нравятся;

    какие не нравятся.

    Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.

    Смешинки и злючки

    Цель: развитие умения распознавать эмоциональные со­стояния.

    Ход игры:  детям предлогается рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом - злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давай­те посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внима­тельно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зерка­лу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердито выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.

    Мое настроение

    Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

    Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

    Передача чувств

    Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, педагог может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

    Рисуем настроение

    Детям предлагается выполнить рисунок на тему «Мое настроение сейчас». Каждый рисует ту эмоцию, какую он хочет. Пос­ле выполнения задания дети рассматривают рисунки и обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

    Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй ситуа­цию из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и абстрактные, то есть когда настроение передает­ся через цвет, характер линий (плавные или углова­тые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов.

    Далее ребенку предлагается крепко сжать кулачки, а потом разжать и встряхнуть ручки; обхватить себя руками — это поза выдержанного человека; нарисовать свой гнев, а потом разорвать на мелкие кусочки.

    Рубка дров

    Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.

    Ребенок рубит воображаемым топо­ром воображаемые дрова с криком «ха!». Это поможет выходу гнева.

    Мешочек со злостью

    Цель: справляться с отрицательными эмоциями и, не подавляя их, направлять в новое рациональное русло.

    Для игры потребуется небольшой мешочек из плотной с завязками.

    Взрослый показывает мешочек ребенку и объясняет, что мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится на душе, можно класть именно в него. После этого ставится обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем.

    Нарисуй что слышишь (возраст детей — от 4 лет)

    Цель: воспитывать положительные эмоции у детей, развивать творческие способности детей, посредством музыки, развивать творческие способности.

    Потребуются лист бумаги, а также набор карандашей, фломастеров или красок (комплект оборудования должен быть для каждого игрока) и музыкальное сопровождение.  Сначала дети внимательно слушают музыку, после чего стараются передать свои впечатления на бумагу, самостоятельно подбирая формы и цвета изображения. По окончании рисования обсуждаются рисунки и эмоции, которые дети передавали на бумаге, слушая музыку.

    Картинная галерея (возраст детей — от 5лет)

    Цель: научить ребенка распознавать свои эмоции и выражать их с помощью рисунка.

    Перед игрой нужно вспомнить с детьми названия разных чувств и состояний человека (грусть, доброта, радость, восторг, злость и т. д.). Предварительно поговорить с детьми о том, как может выглядеть на бумаге это чувство, какого оно цве­та. Затем на каждом листе написать слова, обозначающее чувства. Дети должны нарисовать чувство, соответствующее надписи, в виде человечка, фантастического существа и т. п., можно нарисовать домик для этого чувства решить как он будет выглядеть. Высокий  он или приземистый? Красивый или неказистый? Яркий или невзрачный?

    В конце занятия обсудить нарисованное и устроить выставку картин.

    В результате этой игры складывается своеобразная картина внутреннего мира ре­бенка.

    Этюд «Лисичка подслушивает» для детей 3-4 лет

    Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

    Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

    Этюд «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).

    Цель: передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость). У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

    Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.    

    Этюд «Радость и грусть»

    Цель: познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

    Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями. Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.

    Этюд «Баба-Яга»

    Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

    Упражнение «Посмеемся над страхами»

             Дети сидят на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе со взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души. Упражнение поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне.

    Упражнение «Возьмите себя в руки»

    Ребенку говорят: как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза «выдержанного человека».

    Упражнение «Врасти в землю»

    Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты — могучее крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

    Статическая медитация «Путешествие на облака» (автор К. Фопель).

    Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните, выдохните. Мы отправляемся в путешествие на облаке.

    Прыгните на белое пушистое облако, похожую на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой «облачной» подушке. Наши облака медленно поднимаются в синее небо. Чувствуете, как ветерок овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо.

    Пусть наши облака перенесут нас в волшебную страну. Здесь мы чувствуем себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Вдохните, выдохните… Теперь можно открыть глаза, встать с облака и оглянуться вокруг – мы оказались в волшебной стране, там, где все живут по законам дружбы.

    Упражнение «Муравей»

    Цель: снять эмоциональное напряжение.

    Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

    Упражнение «Поймай бабочку»

    Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

    Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

    Упражнение «Холодно - жарко»

    Цепь: снять психоэмоциональное напряжение.

    Процедура проведения. Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...» (Дети повторяют действия.)

    Упражнение «Лимон»

    Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

    Процедура проведения. Ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

    Упражнение «Согреем бабочку»

    Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.

    Процедура проведения. Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

    Упражнение «Часики»

    Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.

    Процедура проведения. Ведущий: «Ребята, а вы видели часики?

    У кого они есть? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!». Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики, остановились, отдыхают... Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахивают руками, говорят: «Тик-так».

    Упражнение-релаксация

    Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок (вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессиленно руки вдоль тела: двигать тяжёлыми руками (повторить 2-3 раза).

    Упражнение «Солнечный зайчик»

    «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie