МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород

Особенности он-лайн работы учителя – логопеда

Подготовка
учитель-логопед Олейник Ж.М.

 Занятия с логопедом с помощью программы Skype

Новая образовательная политика Российской Федерации направлена на демократизацию и гуманизацию образования, одним из основных принципов школьной реформы и всех начавшихся в стране преобразований стала «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников»

Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. Основной формой работы с дошкольниками  в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:

     .  Необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;

·   Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;

· Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;

. Индивидуальным темпом усвоения материала;

·  Соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, требующим неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.

Для решения данной проблемы доступности образовательных услуг для детей, которым в связи с болезнью или с особенностями развития приходится больше времени находиться дома, можно использовать дистанционные технологии.

Интернет на сегодняшний день - незаменимое средство для передачи любой информации. Все большую популярность приобретает дистанционное обучение через Интернет.

Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения учебного процесса. Занятия с логопедом по Скайпу («Skype») обладают высокой продуктивностью, так как коррекционная работа включает в себя работу со зрением и слухом, а при хорошей скорости Интернета и при наличии необходимой гарнитуры дает возможность эффективного проведения дефектологических мероприятий.

Среда обучения характеризуется тем, что ребенок отдален от педагога в пространстве, в то же время они имеют возможность поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Особое место в организации дистанционного обучения занимает программа «Skype». Достоинства данной программы в бесплатности многих функций.

Занятия с логопедом по «Skype» дают много вариантов взаимодействия с ребенком. Эта программа позволяет участникам образовательного процесса видеть и слышать друг друга в реальном времени. Педагог может отправлять ребенку файлы различного формата: текстовые документы, изображения, фотографии, аудиофайлы, видеофайлы. Ребенок может увидеть то, что на экране монитора логопеда, а так же демонстрировать свой экран.

Такая функция «Skype» особенно удобна для контроля в процессе подготовки к обучению грамоте, в становлении графо-моторных навыков.

Часть логопедических упражнений отрабатывается с помощью родителей прямо на онлайн-занятии.

Дистанционно ребенок с логопедом может заниматься с 4-5 лет. Коррекционная работа онлайн рекомендована для детей со следующими диагнозами: нарушение произношения отдельных звуков, фонетико-фонематическое нарушение речи, задержка речевого и психического развития, общее недоразвитие речи, алалия.

Онлайн- занятия с логопедом практически не отличаются от посещения логопедического кабинета и различные варианты взаимодействия способны оказать положительный эффект .

Онлайн-логопед по «Skype» решает следующие задачи:

-коррекция и профилактика звукопроизношения, общего речевого недоразвития;

-развивающие занятия для памяти, мышления, внимания;

-коррекционные и профилактические мероприятия при нарушенном письме и чтении;

Обучение с логопедом по «Skype» - весьма необычное новшество, оно обладает рядом преимуществ. Детям не скучно находиться на занятиях, ведь очень интересно и азартно обучаться по компьютеру.

Малыши охотно общаются с педагогом через экран монитора, так как новые технологии привлекают детей.

Хороший педагог по «Skype», всегда создаст комфортную обстановку на занятии. Дети будут внимательно выполнять все задания, а закрепление будет происходить уже во внеурочное время. Занятия для ребенка с логопедом по Скайпу – это удобное решение для многих родителей. Профессиональный специалист может оказать логопедическую консультацию в формате онлайн, оказывая помощь в преодолении речевых трудностей и дефектов.

Но наряду с большим количеством достоинств, программа «Skype» имеет и некоторые недостатки:

Это отсутствие тактильного контакта делает невозможным проведение логопедического массажа, механического способа постановки звуков. Однако наличие рядом с ребенком близкого взрослого дает возможность под руководством и с инструкцией специалиста проделать все эти манипуляции.

Условиями, необходимыми для реализации дистанционной логопедической работы с детьми, являются:

  • Наличие средств ИКТ и у педагога и у ребенка (компьютер или ноутбук, оснащенный аудио-колонками и веб-камерой, микрофоном) с выходом в интернет;
  • Компьютерная грамотность участников педагогического процесса (логопеда, ребенка и его родителей);
  • Индивидуальный маршрут коррекционной работы с данным ребенком;

В современном мире, насыщенном техникой и, соответственно, большими возможностями, можно получить любой вид консультации разных специалистов, не выходя из дома через интернет. Консультация либо зaнятия с логопедом по скайпу является оптимальным решением исправления дефектов речи как у детей, так и взрослых пациентов.

 Ведь проблема поиска квалифицированного специалиста даже в крупных городах известна многим, кто столкнулся с теми или иными речевыми нарушениями. А дистанционным способом можно реально решить обширный перечень подобных нарушений. Коррекции подаются самые простые проблемы, например, постановка и коррекция звуков, a  также более сложные дефекты речи, требующие помощи сопутствующих специалистов — невролога или психолога.

Логопеды, за плечами которых имеется большой опыт практической работы, единогласно утверждают, что возможность их коррекционной работы базируется на следующих органах чувств — зрение и слух. Как врачу для диагностики и лечения речевой проблемы надо видеть и слышать своего пациента, так и маленьким и взрослым больным достаточно видеть и слышать врача, чтобы выполнять задания логопеда. Веб-камера, микрофон, колонки и высокая скорость интернета помогает двум сторонам понимать друг друга и стараться исправить трудности с речью. Так сейчас работают тысячи логопедов во всем мире.

Работая через интернет, опытному специалисту удобно решать следующие задачи:

  • он делает вывод о состоянии речевых навыков пациента на основе личного общения, также составляет представление об уровне дефектов, которые нуждаются в исправлении. Кроме того, врач может ознакомиться с мнением других специалистов (невролога и пр.) из медицинской карты больного;
  • логопед проводит ознакомительное занятие. По его результатам врач составляет индивидуальный план занятий, помогающих устранить дефекты произношения;
  • кроме регулярных занятий и диалогов по скайпу, специалист имеет возможность выслать все материалы, которые помогут пациенту заниматься самостоятельно.

Чем удобны консультации логопеда онлайн для пациентов, независимо от их возраста:

  • такие консультации и занятия весьма комфортны. Многим пациентам, особенно, детям дошкольного и младшего школьного возраста, очень важно во время занятий находиться дома среди привычных вещей и окружения;
  • пациенты экономят время и деньги. Путешествие к специалисту через весь город часто отнимает много времени и физических сил;
  • экономия средств. Стоимость одного занятия с «живым» логопедом стоит немало, а уроки по скайпу обойдутся значительно дешевле: специалисту не надо платить за аренду кабинета, оплачивать уборку и включать в стоимость занятия множество других расходных статей;
  • конфиденциальность, что часто становится весомым аргументом для взрослых пациентов;
  • посредством скайпа легче найти врача, который будет заниматься в удобное для пациента время;
  • стабильность проведения уроков, независимо от погодных условий.

Кроме того, детям занятия с компьютером нравятся намного больше. Ведь они могут не бояться чужого человека. Тем более, если тот одет в белый халат.

Как показывает практика, дистанционные занятия логопеда по Skype — очень гибкий и эффективный процесс, а также удобная и результативная возможность получить помощь специалиста, чтобы исправить речевые дефекты, не покидая домашние стен.

Заметим, что в пору высокоразвитых интернет - технологий, многие из специалистов могут найти решение любой задачи в сети, достаточно ввести подходящий запрос в поисковик или Youtube. Но, увы, этих знаний не всегда достаточно, многие из них создаются ради посещаемости (отвечая лишь на потребность), многие вообще не имеют никакого отношения к практике настоящего, дипломированного специалиста и представляют собой рекомендательные "блоггерские истории".

Но мы с Вами нацелены на качественные результаты и не будем предпринимать сомнительных действий, ведь листая медицинский справочник, мы можем поставить себе сотню диагнозов, подходящих по описанию, а самолечение может привести к еще более худшим последствиям.

Так и в логопедии, по аналогии с медициной - только опытный специалист, может определить проблемы речевого развития у ребенка и взрослого, исключить причину опасений родителей, если проблема не актуальна и вовремя, а главное правильно подходить к исправлению дефектов речи.

Конечно, работая онлайн, решается многое: это и экономия времени, не нужно куда-то ехать и рано вставать, и экономия средств, ведь очные занятия с хорошим специалистом стоят значительно дороже, да еще и затраты на поездку и сложности самого передвижения в большом городе, и наконец доступность, ведь заниматься с логопедом дистанционно, можно из любой точки планеты, онлайн видео связь доступна сейчас практически везде, а у некоторых операторов связи еще и бесплатно!

Итак налицо масса бесценных преимуществ, но можно ли заниматься с логопедом онлайн, не пострадает от этого качество занятий?

Да! Заниматься можно и нужно, пусть расстояние не будет для Вас преградой, но обязательно учитывайте, что Вам придется потрудиться, как впрочем, и при очной работе с логопедом, здесь нужны будут Ваши усилия в работе онлайн и при выполнении домашних заданий. Приготовьтесь идти к поставленной цели, логопедическая работа всегда предполагает совместные усилия родителей, детей и логопеда. Существуют случаи, когда личное присутствие логопеда необходимо, но они крайне редки, а специальная, авторская методика Татьяны Федотовой в разы увеличивает результаты в онлайн занятиях с логопедом.

    • проходят онлайн-занятия с логопедом?

В занятиях с логопедом онлайн - нет ничего сложного или необычного. Как обычная видео-беседа с друзьями или родными по Скайпу или Whatsapp. Сначала нужно связаться с логопедом и обсудить возможность занятий, также необходимо пройти диагностику, по возможности очную, или онлайн.

Логопед задаст Вам несколько вопросов, от момента вынашивания плода, раннего развития, до настоящего возраста ребенка. Расскажите все и по порядку, для того, чтобы специалист имел полную картину развития малыша. Далее Вам нужно будет показать ребенка или предоставить специально сделанную видеозапись, в которой нужно будет сделать то, что Вас попросит логопед, в зависимости от возраста и проблемы речи ребенка.

Далее Вы договоритесь с логопедом о времени занятий, в зависимости от Вашего свободного времени и графика занятий логопеда. А затем, Ваш ребенок приступит к онлайн занятиям, с Вашим или без Вашего присутствия (в зависимости от возраста)

      • удаленных занятий с логопедом

Дистанционные занятия с логопедом-дефектологом. Выше мы описали онлайн-занятия с логопедом по Skype или Whatsapp, но это еще не Все! Хочется поделиться с Вами еще оной нашей разработкой - курсы логопеда для самостоятельных занятий.

Кроме занятий онлайн, на которых необходимо непосредственное присутствие логопеда, есть еще курсы, которые Вы можете проходить самостоятельно без логопеда, они доступны в формате видеоуроков, которые специально созданы логопедом и рассчитаны на Вашу личную работу с ребенком. Этот формат наиболее выгоден, если Вы решили сэкономить бюджет, а курсы соответствуют проблеме речи ребенка.

      • уроки логопеда – видео

Кстати, заметим, что на канале YouTube есть бесплатные уроки и можно предложить этот формат, если он родителям нуждающимся в логопедической помощи, еще не знаком, надеемся это мотивирует заниматься усердно и проявить наибольшую внимательность, ведь бесплатных уроков не всегда достаточно, а правильное время и методы исправления речи, обязательно нужно начинать с консультации или диагностики логопеда-дефектолога. Надо помнить об этом!

Парадоксально! Но радует и то, что дети с видеоуроками логопеда, могут играть и работать самостоятельно, повторяя упражнения за логопедом. И это не голосовно, а отзывы самих детей.

Это отрадно и вызывает массу положительных эмоций! Но грустно, что взрослые, так мало заботятся о своих малышах, упуская сроки, возможности и сами занятия вообще, оставляя незамеченными проблемы, которые можно и нужно решать вовремя. А дети себя плохо контролируют или не контролируют совсем.

Развитие современных технологий постоянно увеличивает наши возможности. Теперь помощь специалиста доступна даже в том случае, если он находится далеко от вас. Консультации логопеда-дефектолога по скайпу можно получить не выходя из дома. Обустройте своему ребенку удобное рабочее место и развивайте его способности, корректируйте нарушения речи. Для этого есть возможность абсолютно у всех!

Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя - логопеда. Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а поэтому важно так построить сообщения (консультации, чтобы они привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества). Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Специфику работы учителя-логопеда с родителями путем использования интернет-технологий определяет потребность специалиста в активном привлечении родителей (особенно «занятых» родителей) к коррекционно-развивающей работе. Визуальные рекомендации родителям по организации домашней работы (артикуляционная гимнастика, речевые и пальчиковые игры - упражнения, приемы и средства) с детьми необходимы для того, чтобы как можно нагляднее, т.е. более точно передать все особенности, тонкости коррекционной (логопедической) работы.

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования. Они помогают логопедам разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.

Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты, скайпа. Интернет шагает по планете, и логопеды могут найти маленькое, удобное пространство в среде Интернета для своих образовательных потребностей.

Блог (англ. blog, от «web log» — сетевой журнал или дневник событий) — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блог – удачная площадка в Интернете для совместного сотрудничества. Использование блога в работе логопеда помогает создать среду сетевого общения с коллегами и родителями. Блог в работе учителя–логопеда помогает сопровождать родителей в области логопедического просвещения.

Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ. В блоге можно размещать развивающие игры для детей дошкольного возраста, для развития внимания, памяти, логики, фонематических процессов, связной речи, умения выполнять звукобуквенный анализ слов, умения читать и т. д. Блог может пополняться каждый день, расширяться и обо-гащаться. Блог является новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.

Электронная почта (от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами).

При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т. п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ. Таким образом, родители также становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений учитель-логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и предлагать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.

Сайт — это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

Содержание логопедического сайта для родителей может составлять следующее: информацию о развитии речи детей в онтогенезе, о причинах нарушения речи, последствиях несвоевременной коррекции, а также, список популярной логопедической литературы, игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков и многое другое.

Таким образом, при помощи сайта родители имеют возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, осуществляемых учителем-логопедом, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.

Скайп – это еще одна удобная и, пожалуй, самая популярная в мире программа для общения через интернет. Скайп – это общение с высоким качеством звука и видео.

Такая взаимосвязь учителя-логопеда с родителями подойдет тем, кто, в силу своей занятости, загруженности, или в силу других причин не может регулярно встречаться со специалистом для обсуждения «логопедических» вопросов в работе с ребенком.

Консультирование с помощью скайпа продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах. Специалист может наглядно показать все тонкости и особенности многих коррекционных (логопедических) приёмов: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры – упражнения и др. Для многих родителей эта форма работы, взаимодействия с логопедом является наиболее приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям:

Доступность – если у родителей есть интернет, значит, у них есть возможность личного общения со специалистом. Это возможность не прерывать занятия с логопедом, даже если семья уезжает в отпуск, командировку – если там есть интернет, у родителей будет логопед. Ведь, как известно, один из принципов логопедического воздействия – систематичность, стабильность занятий.

Удобство - это удобно и для молодых мам с двумя (и более) детьми: не нужно отказываться от консультации логопеда для старшего ребенка, потому что не с кем оставить младшего на время похода к логопеду.

Экономия времени – для работающих родителей это всегда является актуальным.

Конфиденциальность – интернет - консультации позволяют сохранить конфиденциальность.

Разговоры между пользователями Скайпа совершенно бесплатны. Надо лишь оплачивать интернет, если у вас безлимитный интернет, то и никаких дополнительных плат не требуется. Запустив программу Скайп можно обмениваться текстовыми сообщениями, общаться друг с другом посредством видео связи.

Выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителя-логопеда внутри ДОУ, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы с каждым конкретным ребенком.

Применение интернет-технологий – это эффективный и интересный для всех участников коррекционного процесса способ их взаимодействия с целью решения актуальных проблем коррекции речи детей.

Таким образом, с помощью дистанционной формы обучения реализуется система комплексного коррекционного воздействия на речь и мышление ребенка. Онлайн консультации для родителей делают занятия более эффективными, включая в коррекционный процесс членов семьи ребенка.

Но качественную коррекцию речи можно обеспечить только при сочетании дистанционного обучения и индивидуальных занятий с логопедом в непосредственном контакте.