МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Как определить предпосылки дисграфии у детей дошкольного возраста.

    Учитель-логопед: Бибикова Е.Н

    1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: звонких-

    глухих, твердых-мягких, свистящих-шипящих, а также звуков [р], [л], [й]. Это рассматривается как предпосылка акустической дисграфии, поскольку фонемы каждой из названных групп, не дифференцируемые на слух, в дальнейшем обязательно взаимозаменяются на письме.

    2. Наличие полных звуковых замен в устной речи, которые также касаются, в основном, вышеперечисленных групп акустически и артикуляторно близких звуков. Наличие таких замен является предвестником артикуляторно-акустической дисграфии, поскольку неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения ребенка грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.

    3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста. К таким видам анализа относятся следующие:

    - узнавание звука на фоне слова;

    -выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова;

    -определение примерного места звука в слове по принципу: начало, середина, конец.

    Если ребенок старшего дошкольного возраста не способен даже в этих пределах «почувствовать» звуковой состав слова, он не сможет в положенный срок овладеть полным фонематическим анализом слов. На этом основании можно рассматривать данное «несовершенство» как явную предпосылку дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

    4. Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, что затрудняет ребенку дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой, а значит, приводит к появлению у него оптической дисграфии.

    5. Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования, что внешне проявляется преимущественно в неправильном употреблении ребенком окончаний слов в устной речи. Это является предвестником аграмматической дисграфии.

    Теперь ваши дети – первоклассники. Для предотвращения проблем в процессе обучения  необходимо уже сейчас обратить внимание на проблемы чтения и письма.

    На что  ещё Вам надо сейчас обратить особое внимание и что ещё может явиться предпосылкой:

    1. Если Ваш ребенок левша.
    2. Если он - переученный правша.
    3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу в детском саду.
    4. Если в семье говорят на двух или более языках.
    5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу. (Неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.  Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.)
    6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием
    .

    Советы родителям:

    1. Свежий воздух, активные прогулки (старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу, среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает свою головушку кислородом).

    2. Словесные игры (играйте в слова: придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву).

    3. Наглядные тактильные буквы из пластилина, бархатной бумаги, скручивани букв из проволоки - пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хороша игра «Азбука Морзе» - написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.

    4. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующим списыванием текста.

    5. Упражнение «Лабиринты» (Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья, зрительное внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

    6. Упражнение «Корректурная проба». (Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти-семи минут работает по книге с заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «о», затем «а», затем «о». Дальше согласные, с которыми есть проблемы (но отрабатывать сначала по одной букве, через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными»«похожими» по написанию или элементам (п-т, п-р, м-л (сходство написания); г-д, у-ю, д-б). Необходимые для проработки пары букв можно выявить при просмотре любого текста, написанного вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел написать).

    7. Упражнение «Пишем вслух». (Каждый день пишите карандашом короткие диктанты, послания в будущее,  вымышленные истории, что хотите. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Все что пишет ребенок, пусть проговаривает вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых мест»   (например: ВОрона хОтела кусочЕк сыра).

    Проверка написанного.  Красную ручку прячем в самый темный угол и вперед…

    - ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, или фиолетовой ручкой. Красной ручки в школе ребенку предостаточно.

    - дайте тетрадь на исправление ребенку, он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

    Итак, цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, ребенок чувствует свою самостоятельность, мамины нервы не пострадали.

    Также логопед даст  индивидуальные рекомендации в зависимости от типа дисграфии и дислексии  вашего ребёнка.

    Спасибо за внимание, уважаемые родители!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie