МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

    Учитель-логопед: Бибикова Е.Н.

    Появление в семье ребенка с нарушениями развития - это всегда переживание глубокого шока от информации, что ребенок «не такой как все».

    Как правило, поначалу родители испытывают чувство «защитного отрицания», при котором диагноз не признается. Одни пытаются решить проблему, посещая одного специалиста за другим, чтобы их убедили в том, что диагноз поставлен неверно. Другие не замечают проблем в развитии ребенка, доказывают себе и всему миру, что с ребенком все нормально, кто-то считает, что со временем все пройдет само собой и ребенок станет таким как все. Очевидно, что за этими убеждениями стоит огромная проблема примирения с действительностью, которая тянет за собой следующую проблему: аномальный стиль поведения с ребенком и усугубление имеющихся проблем не только ребенка, но и семьи в целом. Поэтому так важно понять, что чем дольше продолжается уход от действительности, тем меньше остается времени для своевременной, а значит, более эффективной помощи ребенку. Ведь именно от Вас зависит, попадает ли ребенок в поле зрения специалистов (логопеда, психолога, дефектолога, детского психиатра, невролога, какую помощь он получит, как сложится его обучение, к какому результату оно приведет. К сожалению, чаще всего к специалистам обращаются за запоздалой помощью при остром неблагополучии. Поиски их обычно начинаются тогда, когда острота и запущенность проблемы становятся непереносимыми, а для специалиста - трудноразрешимыми.

    Не принимайте важных решений в состоянии стресса и не бойтись диагнозов. Диагноз

    -лишь констатация имеющихся проблем. И гораздо лучше иметь установленный диагноз и возможность помочь ребенку разработанными и наиболее эффективными способами, чем игнорировать имеющиеся проблемы. Не имея информации об особенностях воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии, родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Поэтому, так важно получение наиболее полной информации от специалистов.

    За консультативной и коррекционной помощью нужно обратиться в психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, в которых специалисты разных профилей (врачи, психологи, учителя-дефектологи и логопеды смогут оценить особенности развития ребенка и его возможности обучения. Только комплексное обследование ребенка поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка, а значит и успешно помочь ему. Возможно, вашему ребенку потребуется специальная программа обучения, ориентированная на индивидуальные особенности ребенка. Если вашему ребенку рекомендовано посещение ДОУ компенсирующего вида, не отказывайтесь от специализированной помощи, ребенок в ней остро нуждается! Обучение ведет за собой развитие только в том случае, если оно соответствует реальным возможностям ребенка, доступно и ложится на подготовительную базу.

    Компенсаторные возможности детей высоки, коррекционно-развивающие занятия по специальной программе и медикаментозная поддержка, начатые как можно раньше, способны приблизить развитие к норме. Поэтому чем раньше вы обратитесь к специалистам, чем активнее сами будете взаимодействовать с ними, тем успешнее ваш ребенок адаптируется к жизни.

    Несколько основных практических советов. Как помочь ребенку?

    Родителям необходимо принимать ребенка таким, каков он есть, заниматься с ним и радоваться его достижениям. Вы - самые близкие и важные люди в жизни ребенка. Вы знаете его лучше всех и можете помочь лучше всех. Ваша любовь, забота, поддержка и помощь не смогут заменить занятия у самого именитого специалиста. Живите настоящим и старайтесь не заглядывайте слишком далеко в будущее. Замечайте успехи своего ребенка, какими бы малыми они не были и радуйтесь им. Не оценивайте, не сравнивайте его с другими детьми.

    Даже если вы от природы молчаливы, больше разговаривайте с ребенком. Комментируйте все, что вы делаете, просто и доходчиво. Хотя может казаться, что он не понимает или не реагирует, продолжайте объяснять, прибавьте «язык жестов». Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите. Стимулируйте речевую активность: задавайте вопросы. Если ребенок затрудняется с ответом, давайте образец речи, отвечая за него. Помогайте ребенку осваивать новые навыки. Обычно результат лучше, если вы мягко и осторожно направляете движения ребенка. Если он пытается что-то сделать, но не может, направить его ручки так, чтобы у него получилось - это вызовет у него гораздо большее желание освоить данный навык, чем ваши гневные возгласы или критические замечания. Используйте подражание (копирование). Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

    Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру. Это хороший способ научить ребенка многим вещам - от выполнения физических действий до произнесения звуков и слов.

    Даже на ранних этапах не нужно всегда давать ребенку в руки то, что он хочет. Вместо этого используйте желание ребенка как возможность применять навыки владения телом и речью для получения того, что ему хочется, - стараясь дотянуться, поворачивая корпус, поднимаясь, подползая или выполняя любое другое действие, которое он осваивает на данном этапе.

    Дети охотнее занимаются, когда это доставляет им удовольствие. Продолжайте заниматься с ребенком до тех пор, пока его это забавляет. Как только занятие перестает быть забавой, прекратите его, или внесите какие-нибудь изменения, чтобы сделать его более увлекательным.

    Ребенок не развивается, если не преодолевает трудности сам. Пусть по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Например, если ребенку трудно одеваться из-за мышечной спастичности, помогите ему, нагнув вперед его плечи и спину, но одежду пусть он натягивает сам. Когда ребенку трудно что-нибудь делать или он делает это медленно и неумело, родителям часто хочется «помочь» ребенку, сделав за него. Однако для развития ребенка полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, поддерживая и поощряя. Дети часто прилагают наибольшие старания, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать то, что он может. Когда это становится слишком легко, ставьте на пути преграды, но не делайте их непреодолимыми.

    Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т. д. Некоторые дети отказываются испробовать новые игрушки, приспособления, специальные сиденья - они боятся их. Если сначала их опробует другой ребенок и покажет, что ему это нравится, ребенку, который до этого боялся, часто тоже захочется попробовать.

    Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело и научиться владеть им. Зеркало позволяет ребенку видеть и узнавать части своего тела. Это особенно полезно для детей, которые с трудом находят части своего тела или соображают, где они находятся. (Это случается при некоторых формах умственной отсталости, ДЦП, травме спинного мозга.)

    На занятиях с ребенком старайтесь сидеть справа от него. Правая сторона-это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении - к результатам, которых вы оба ждете; Занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он-на стуле, вы на стульчике; он- на полу и вы - на полу);следите за своим голосом и организацией речи (делайте логические паузы и ударения, говорите четко, не торопясь, доступно излагайте мысли); будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он –интерес к тому, что делает).

    Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться. Не показывайте свое отчаяние, слабость, нетерпение - Ваша эмоциональная невыдержанность передаются ребенку и выводят его из равновесия. Ребенок должен твердо знать, что мама счастлива, спокойна и всегда готова поддержать его. Какую бы истерику ваш ребенок не устроил, говорите с ним спокойно, твердо, без эмоциональной окраски. Не гладьте ребенка гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову-это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

    Здоровье ребенка во многом зависит от четко организованного режима дня, называемого охранительным. Старайтесь, чтобы ваш малыш находился в проветренной просторной комнате, посоветуйтесь с врачом о сбалансированном питании, диете. Определенно спланированный распорядок дня – это и основа выработки стереотипов, т. е. привычек и навыков уравновешенного поведения.

    Психическое развитие ускоряется под влиянием ощущений, идущих с кожи, мышц. Привлекайте ребенка к посильному труду. Так, вместе с ним пересадите цветок, полейте грядку, если вы находитесь на даче, переставьте легкие предметы в комнате, попросите малыша принести нужную вам вещь. Ребенок должен чувствовать вашу уверенность в нем и его силах, знать, что вы доверяете ему.

    Попробуйте организовать и поиграть с ним в простейшие спортивные игры, занимайтесь с малышом лечебной физкультурой. Массаж поможет регулировать поведение и эмоциональное состояние.

    Не ограничивайте ребенка от контакта с внешним миром, излишне оберегая его. Ваш ребенок должен чаще общаться и играть с типично развивающимися детьми. Здоровый ребенок только первые полчаса смотрит на больного ровесника со специфическим любопытством (он не так двигается, непонятно говорит. ,но после личного контакта у детей гораздо скорее, чем у взрослых,не остается сомнений: он точно такой же, как я. способствуйте тому, чтобы ваш ребенок вел себя, как обычные дети. Это чрезвычайно важно для формирования социальных навыков. Это также позволяет родителям ребенка перестать чувствовать себя изодированнным, жизнь семьи станет больше похожа на жизнь других семей.

    Относится к ребенку, надо как к здоровому. Подобное отношение, способствующее установлению взаимного контакта между больным ребенком и остальными членами семьи, позволит ему развивать свои личностные качества в наиболее благоприятной среде. Не имеет значения, что в будущем он не сможет быть таким, каким бы вы хотели его видеть. Как здоровый, так и больной ребенок, став взрослым, гораздо легче сможет достигнуть своего благополучия и адаптироваться в обществе, если растет в радостной, дружной и сплоченной семье.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie