Подготовила
учитель-логопед Олейник Ж.М.
Представление о фольклоре у многих из нас отрывочное и поверхностное: частушки, колядки на Рождество, народные песни и сказки…
Вот, пожалуй, и все.
В то же время многие исследователи фольклора (В.Е. Гусева, П.Г. Богатырев, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин) считают, что существуют особые свойства языкового феномена, которые находят отражения в структурах, в языке фольклорных текстов.
Малые фольклорные формы (МФФ), вызванные к жизни, по выражению Г.Е. Виноградова, «педагогическими потребностями народа», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).
Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но отсутствие системы, неумение подчинить работу целям развития и коррекции речи не позволяют добиться ожидаемых результатов.
Своеобразие психофизиологических особенностей дошкольников с ОНР заключается в недостаточной ориентировке в средствах языковой выразительности, в частом несоответствии выполняемых действий цели, в отсутствии самоконтроля, в несовершенстве функции речи, в неумении применять имеющийся языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает педагога использовать специальные упражнения, направленные на формирование когнитивно - речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала:
- первичное понимание предъявляемого материала;
- выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале;
- сопоставление частных явлений (вариантов) текста по теме;
- дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким темам;
- самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.
В моделированном таким образом коррекционно-логопедическом процессе МФФ, фиксируя свойства и состав языковых единиц и являясь чувственной опорой абстрагирования и обобщения, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т.е. служат основой развития когнитивно - речевой деятельности.
Такой подход к усвоению языка позволяет фиксировать и формальные, и семантические признаки грамматических категорий, усваивать структурные признаки текста, насыщать речь ребенка выразительно- изобразительными средствами.
Подготовительная работа с текстами МФФ начинается в предметно- практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический арсенал, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно - речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей.
Большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды:
- подбор книг с фольклорными произведениями;
- подбор книг-раскладушек;
- подбор раскрасок;
- подбор кассет, дисков;
- подбор костюмов, атрибутов для театрализации;
- подбор наборов открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам и т.д.
Особую роль играет создание языковой среды, активация восприятия произведений малых фольклорных жанров: использование в повседневной жизни МФФ, музыки, а также обращение к личному опыту детей, предваряющий рассказ, появление ярких героев, совместное обсуждение понравившихся фольклорных образов.
С целью повышения мотивации на занятиях часто используется прием присутствия игрового персонажа.
Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программ (см. схему).
На начальных этапах развивается:
- интерес к потешкам, пестушкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалка, закличкам, загадкам;
- формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности.
Например, разыгрывание несложного диалога на материале МФФ способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам.
На логопедических занятиях дети учатся анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо чудное, диво дивное), синонимику (правда – истина, щука – рыба), уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных (ходит конь по бережку, вороной по зеленому, он головушкой помахивает, черной гривушкой потряхивает). Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе беседы и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышается за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенком?».
С целью закрепления и активизации представлений о средствах лексической и интонационной выразительности используются фольклорные тексты.
Содержание, методы и приемы логопедической работы направлены на:
- формирование навыков правильного звукопроизношения, речевого слуха, фонематического восприятия;
- развитие грамматического и семантического компонента языковой способности;
- развитие связной речи, диалога, навыков пересказа с опорой на вопросы, по сюжетной картинке, по серии картинок , описания.
Развитие выразительности речи включает в себя:
- обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок;
- формирование навыков подбора и использования сравнений;
- развитие интонационной выразительности.
Кроме того, в процессе работы развивается познавательный интерес, мышление, память, внимание, воображение, восприятие.
Модель использования МФФ в коррекционно-логопедической
работе с детьми 4-7 лет с ОНР