МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород

Малые фольклорные формы в работе с детьми с ОНР

Подготовка
Подготовила учитель-логопед Олейник Ж.М.

Подготовила 

учитель-логопед Олейник Ж.М.

Представление о фольклоре у многих из нас отрывочное и поверхностное: частушки, колядки на Рождество, народные песни и сказки…

Вот, пожалуй, и все.

В то же время многие исследователи фольклора (В.Е. Гусева,  П.Г. Богатырев, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин) считают, что существуют особые свойства языкового феномена, которые находят отражения в структурах, в языке фольклорных текстов.

Малые фольклорные формы (МФФ), вызванные к жизни, по выражению Г.Е. Виноградова, «педагогическими потребностями народа», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).

Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но отсутствие системы, неумение подчинить работу целям развития и коррекции речи не позволяют добиться ожидаемых результатов.

Своеобразие психофизиологических особенностей дошкольников с ОНР заключается в недостаточной ориентировке в средствах языковой выразительности, в частом несоответствии выполняемых действий цели, в отсутствии самоконтроля, в несовершенстве функции речи, в неумении применять имеющийся языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает педагога использовать специальные упражнения, направленные на формирование когнитивно - речевой деятельности  в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала:

  1. первичное понимание предъявляемого материала;
  2. выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале;
  3. сопоставление частных явлений (вариантов) текста по теме;
  4. дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким темам;
  5. самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.

В моделированном таким образом коррекционно-логопедическом процессе  МФФ, фиксируя свойства и состав языковых единиц и являясь чувственной опорой абстрагирования и обобщения, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т.е. служат основой развития когнитивно - речевой деятельности.

Такой подход к усвоению языка позволяет фиксировать  и формальные, и семантические признаки грамматических категорий, усваивать структурные признаки текста, насыщать речь ребенка выразительно- изобразительными средствами. 

Подготовительная работа с текстами МФФ начинается в предметно- практической деятельности детей  с опорой на внешние действия, которые переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический арсенал, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно - речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей.

Большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды:

  • подбор книг с фольклорными произведениями;
  • подбор книг-раскладушек;
  • подбор раскрасок;
  • подбор кассет, дисков;
  • подбор костюмов, атрибутов для театрализации;
  • подбор наборов открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам и т.д.

Особую роль играет создание языковой среды, активация восприятия произведений малых фольклорных жанров: использование в повседневной жизни МФФ, музыки, а также обращение к личному опыту детей, предваряющий рассказ, появление ярких героев, совместное обсуждение понравившихся фольклорных образов.

С целью повышения мотивации на занятиях часто используется прием  присутствия игрового персонажа.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программ (см. схему).

На начальных этапах развивается:

  • интерес к потешкам, пестушкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалка, закличкам, загадкам;
  • формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности.

Например, разыгрывание несложного диалога на материале МФФ способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам.

На логопедических занятиях дети учатся анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо чудное, диво дивное), синонимику (правда – истина, щука – рыба), уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных (ходит конь по бережку, вороной по зеленому, он головушкой помахивает, черной  гривушкой потряхивает).  Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе беседы и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышается за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенком?».

С целью закрепления и активизации представлений о средствах лексической и интонационной выразительности используются  фольклорные тексты.

Содержание, методы и приемы логопедической работы направлены на:

  1. формирование навыков правильного звукопроизношения, речевого слуха, фонематического восприятия;
  2. развитие грамматического и семантического компонента языковой способности;
  3. развитие связной речи, диалога, навыков пересказа с опорой на вопросы, по сюжетной  картинке, по серии картинок , описания.
     

 Развитие выразительности речи включает в себя:

  1. обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок;
  2. формирование навыков подбора и использования сравнений;
  3. развитие интонационной выразительности.

Кроме того, в процессе  работы развивается познавательный интерес, мышление, память, внимание, воображение, восприятие.

Модель использования МФФ в коррекционно-логопедической

работе с детьми 4-7 лет с ОНР