МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет

    Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет.
    Что такое графомоторный навык? Графомоторный навык - это навык овладения письмом.
    Письмо - это сложный навык, включающий    выполнение    тонких
    координированных движений руки. Техника
    письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
    Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.
    Подготовка к письму предполагает:
    -    развитие у детей мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь;
    -    развитие ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
    -    развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
    -    развитие изобразительных и графических умений.
    Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?
    Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование - рисование орнаментов, узоров. 
    Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
    Помогает развитию графических навыков штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
    Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий.
    Если у ребенка несформированны графомоторные навыки в дошкольном возрасте, то это приводит к возникновению дисграфии в школе. Дисграфия- частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, допускает аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия- полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.
    Дети, у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, у них отмечается пониженная работоспособность. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
    Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым, в процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты и решение этих задач в будущем поможет
    избежать проблем школьного обучения.
    Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:
    -    составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
    -    составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
    -    вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
    -    нанизывание пуговиц, бусинок на шнурок;
    -    сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
    -    застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
    -    завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
    -    доставание бусинок ложкой из стакана;
    -    складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
    -    наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
    -    стирание ластиком нарисованных предметов;
    -    комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);
    -    прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
    -    сжимание и разжимание эспандера;
    -    катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков);
    -    игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
     
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie