Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких
координированных движений руки. Техника
письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Подготовка к письму предполагает:
- развитие у детей мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь;
- развитие ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
- развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
- развитие изобразительных и графических умений.
Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?
Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование - рисование орнаментов, узоров.
Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических навыков штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий.
Если у ребенка несформированны графомоторные навыки в дошкольном возрасте, то это приводит к возникновению дисграфии в школе. Дисграфия- частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, допускает аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия- полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.
Дети, у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, у них отмечается пониженная работоспособность. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым, в процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты и решение этих задач в будущем поможет
избежать проблем школьного обучения.
Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:
- составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
- составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
- вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
- нанизывание пуговиц, бусинок на шнурок;
- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
- завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
- доставание бусинок ложкой из стакана;
- складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
- наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);
- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
- сжимание и разжимание эспандера;
- катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков);
- игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.