Каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым, веселым, счастливым.
Это до поступления в школу. А когда дети переступают школьный порог – то хотят видеть еще и успешными учениками. Школа – серьезное испытание для детей. И важно быть готовыми к нему. Но…
С каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Даже самые незначительные нарушения в речевом развитии способны вызвать трудности в процессе школьного обучения, а точнее – в обучении грамоте, формировании письма и чтения.
Проблемы в учебе приводят к состоянию психологического дискомфорта, снижению познавательной активности обучающихся, возникновению негативного отношения к школе, учебе. Дети просто не хотят ходить в школу.
Серьёзным препятствием на начальных этапах овладения младшими школьниками письмом и чтением (которые чаще называются «дисграфия» и ««дислексия»), а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов являются речевые нарушения обучающихся. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжёлых случаях даже встаёт вопрос о невозможности его обучения в массовой школе.
Среди причин, вызывающих дисграфию и дислексию, выделяются: задержки в формировании функциональных систем, обусловленные вредными воздействиями или наследственной предрасположенностью, нарушения устной речи органического генеза, трудности становления функциональной асимметрии полушарий, задержки в осознании схемы тела, нарушения восприятия пространства и времени.
По данным наших ученых России, у 85% детей с нарушениями письменной речи в анамнезе у матерей наблюдаются токсикозы беременности, угрозы выкидыша, гипоксия плода, резус-конфликт, осложненные роды, различные инфекции и интоксикации. Указанные факторы приводят к органическим повреждениям корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванию созревания этих систем мозга, нарушению их функционирования. Определенное место отводится при нарушениях письма и чтения наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предполагающий к возникновению этих нарушений.
Функциональные и социальные факторы, ведущие к нарушениям письма и чтения, могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными условиями воспитания (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка). Все это приводит к задержке формирования высших психических функций, необходимых для овладения письменной речью.
Анализируя ситуацию, у обучающихся начальных классов количество детей имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Процентное соотношение колеблется от 40 -60% (и более!) в зависимости сколько неорганизованных детей (т.е. не посещающих дошкольные учреждения) пришло в первый класс. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых, дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте, но если есть нарушения и ребенок вовремя не получил специализированной помощи возникают проблемы с освоением русского языка.
Для поступления в школу ребенок должен овладеть следующими навыками устной речи:
— Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах
— Четко дифференцировать все изученные звуки;
— Овладеть звуковым анализом и синтезом в доступной возрасту форме ;
— Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
— Находить в предложении слова с заданным звуком. Определять место звука в слове;
— Различать понятия «звук», «слог», « предложение» ;
— Овладеть интонационными средствами выразительности речи при пересказах текстов, чтении стихов, драматизации сказок.
Ваша задача, уважаемые родители, помочь будущему школьнику на начальном этапе школьного обучения сформировать и развить способности фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического, слогового, звуко - буквенного, языкового анализа и синтеза, средствами уточнения, расширения и систематизации словарного запаса, развитие функций словообразования и словоизменения.
Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Родное слово – есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.» Но для того, чтобы СЛОВО стало значимым для ребёнка, необходимо его правильное, чёткое произношение и знание значения и смысла СЛОВА.
В настоящее время в продаже имеется большое количество познавательной, развивающей литературы, пособий для родителей по подготовке детей к школьному обучению. Родителям нужно набраться терпения и регулярно, ежедневно заниматься с ребёнком. Занимайтесь с малышом утром или сразу после дневного сна по 15-20 минут в день. При этом следите не за временем, а за состоянием ребёнка и результативностью занятий. Помните: лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне. Будьте заинтересованы, собраны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.
Но если у Вас что-то не получается или Вы видите, что проблема очень серьёзна, обратитесь за помощью к специалистам: психологу, детскому неврологу, учителю-логопеду, которые окажут вам квалифицированную помощь по устранению того или иного дефекта.
Помните о том, что Вы родители обязаны вникать в проблемы детей. Участие семьи в речевом развитии очень значима. Наилучшие результаты получаются там, где родители не безразличны к речевым проблемам своего ребёнка.