Сегодня в тренде раннее развитие детей. Уже с двухлетними детьми многие родители учат цифры и буквы, а 4-летних учат писать слово «Мама», занимаются по карточкам Домана или кубикам Зайцева, а потом хвастаются достижениями своих детей перед друзьями и родственниками.
Но, к сожалению, родители упускают из виду развитие более базовых навыков, на основе которых потом происходит психологическое и личностное развитие ребенка. До пяти лет важно уделить внимание моторному и сенсомоторному развитию: чтобы ребенок трогал руками песок, камни, листья деревьев, ходил босиком по воде, бегал по траве, прыгал через бревна и веточки, залезал на небольшие преграды. Также важно научить ребенка навыкам самообслуживания: одеваться, убирать за собой вещи, самостоятельно посещать туалет. Это принесет гораздо больше пользы ребенку во взрослой жизни, чем раннее чтение.
Не стоит забывать, что познавательная деятельность ребенка формируется на основе предметной деятельности. Лучше один раз увидеть лес, грибы, белок своими глазами, чем много раз на картинках в книжке.
Показатели готовности ребенка к обучению чтению и письму
Как правило, мозг ребенка созревает для освоения навыков чтения и письма к 5-6 годам. Готовность к развитию данных навыков определяется психическими и физическими процессами. В старшем дошкольном возрасте наблюдается и нейрофизиологическая зрелость ребенка. К этому моменту уже сформированы основные мозговые функции, большое количество нейронных связей, происходит окончательная латерализация функций (левша или правша).
Письменная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, которая формируется на основе условно-рефлекторных связей устной речи. Ее психофизический процесс строится на взаимодействии речеслухового, речедвигательного, зрительного и общедвигательного анализаторов.
Ребенок готов к обучению чтению и письму, если:
-
Проявляет мотивы, побуждающие к чтению и письму – малыш смотрит книги самостоятельно, просит взрослых читать или рассказывать сказки, задает вопросы о печатных знаках.
-
У него сформированы речеслуховое, зрительное и моторное восприятие, а также развита память.
-
Он различает основные цвета и формы предметов, отличает такие понятия, как большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, далеко-близко, знает и правильно употребляет предлоги времени и места.
-
Имеет правильное звукопроизношение и дифференцированно фонематическое восприятие, на основе чего осуществляется звуковой, звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ слов.
-
Умеет правильно называть предметы и их функции, а также свои и чужие эмоции.
-
Может отличить схожие и несхожие предметы.
-
Развиты коммуникативные навыки – имеет желание общаться со сверстниками и взрослыми, инициирует коммуникацию, умеет слушать, играет в ролевые и сюжетные игры, выполняет несложные инструкции, отвечает на вопросы взрослых.
-
Развит эмоциональный интеллект — умеет распознавать свои и чужие эмоции, называть их словами.
Физические показатели готовности читать и писать:
-
Умение концентрироваться на одной задаче 10-15 минут.
-
Автоматизированность движений руки – умение правильно держать карандаш в руке.
-
Умение рисовать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб.
-
Может достаточно точно по контуру обвести несложный рисунок
-
Развитая зрительно-моторная координация — умение удерживать строку, следить за порядком слов в предложении, за порядком букв в слове.
-
Зрительно-моторная координация движений тела – ходить по бревну, играть с мячом, прыгать, одеваться самостоятельно.
Если ребенок что-то не умеет делать из выше перечисленного, стоит сначала заполнить пробелы в этих навыках, а только потом переходить к обучению чтению и письму.
Если ребенок не готов обучаться чтению и письму, а с ним начали осваивать эти навыки, есть большой риск, что у ребенка разовьется дислексия и дисграфия.
Как подготовить ребенка к обучению чтению и письму?
Любое обучение стимулирует биологические процессы созревания нервной системы, поэтому изучение начальных элементов грамоты служит подготовкой к обучению в школе.
Прежде чем учить ребенка читать по слогам и писать, нужно предварительно провести подготовительную работу. Так ему будет легче освоить этот сложный процесс. Начинать нужно со следующих занятий:
-
Учите звуки и буквы постепенно в повседневной жизни – рисуйте буквы и слоги палочкой на песке или мелками на асфальте, ищите буквы на одежде и упаковках с продуктами.
-
Развивайте чувство ритма с помощью танцев, песен и подвижных игр с мячом или скакалкой.
-
Учите с ребенком небольшие стихотворения.
-
Постепенно переходите к занятиям, требующим усидчивости. Можно начинать с 10-15 минут в день. Желательно организовать удобное место – стол, стул, полку для принадлежностей ребенка.
-
Учите ребенка самостоятельно готовить для себя рабочее место, а потом убирать за собой.
-
Читайте сами. Только глядя на вас, ребенок способен впитать любовь к чтению.
-
Рассматривайте и читайте с ним букварь. Задавайте вопросы: кто нарисован, что произошло, как бы ты поступил на месте героя.
-
Систематически занимайтесь хотя бы по 5-10 минут в день.
Главное правило проведения каких-либо занятий с ребенком – его хорошее настроение. Не настаивайте на занятии, если ребенок уставший или недовольный, такие занятия ни к чему хорошему не приведут.
Если вы сомневаетесь в готовности ребенка 5-6 лет к чтению и письму или видите, что в процессе обучения возникают сложности, обратитесь за консультацией к нейропсихологу. Специалист проведет диагностику и выдаст подробное заключение, готов ли ребенок к школе или есть определенные нарушения, которые необходимо скорректировать перед школой.