МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн

    Учитель-логопед Олейник Ж.М.
    Активизация  словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн.

      Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской.  Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные. К одной из таких новых технологий относится дидактический «синквейн».

    Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»

    Синквейн - это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.

    Цель технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

    Алгоритм составления синквейна.

    1. Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет; отвечающее на вопросы: кто? что?)
    2. Вторая строка – два слова. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему (это прилагательные, означающее признак; отвечающее на вопросы: какая? какой? какое?)
    3. Третья строка  состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета (отвечающие на вопрос: что делает?)
    4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
    5. Пятая строка – последняя. Одно слово существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

    Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

    Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

    Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.

    Примеры составления синквейна:

      1. Заяц.
      2. Серый, пушистый.
      3. Прыгает, грызет, бегает.
      4. Заяц живет в лесной чаще.
      5. Животное.

      1. Огурец.
      2. Колючий, зеленый.
      3. Растет, пахнет, радует.
      4. Огурец растет в огороде на грядке.
      5. Овощ.

    При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Я использую данный метод  с детьми в конце изучения лексической темы недели. Детям очень нравится составлять маленькие стишки по темам.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике