ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый
класс, зависит его дальнейшее обучение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем,
который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, поэтому развитие словаря - это одна из
важных задач развития речи.
Учителя-логопеды детского сада отмечают, что
своевременное развитие словаря - один из важных факторов
подготовки к школьному обучению. Дошкольники, не
владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают
большие трудности в обучении, потому что не находят
подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя
начальных классов отмечают, что ученики с богатым словарем лучше
решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения,
грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Хорошо развитая речь открывает доступ детям ко всем достижениям
человеческой культуры. С развитием речи у дошкольников тесно связано
формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей:
- ограничен в количестве;
- имеющийся запас слов в пассивном словаре (это те слова и
выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (это
те слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети
затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия
многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена
- «дом») или действия (кузов - «песок возят»), зачастую части предметов
заменяют названиями частей тела (воротник - «горлышко»; кабина -
«кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним
признакам (пишет - «раскрашивает»).
В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд,
самолет - это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова
противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова
различные по звучанию, но близкие по значению: холод - стужа). Так,
характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия:
большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий,
высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Работа над развитием словаря проводится по нескольким
направлениям:
- обогащение словаря новыми словами (названия предметов,
признаков и качеств, действий, процессов и др.);
- уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на
основе точного соотнесения с объектами реального мира);
- активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые
слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
- устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные,
просторечные, жаргонные).
Развитие дошкольника происходит через общение и совместную
деятельность со взрослыми, только так ребенок познает мир. С обогащением
знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.
Для стимуляции и развития словаря родителям предагаются:
- наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за
сезонными изменениями, происходящими в природе,
рассматривайте различные предметы и т.д.);
- рассматривание и описание картин, картинок, игрушек и
различных предметов;
- показ мультфильмов и их последующего обсуждения;
- чтение художественных произведений;
- дидактические игры, словесно-логические упражнения.
Работая над развитием словаря, родители должны все
действия сопровождать комментариями. Постоянно
рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?»,
«Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?».
Рекомендуемые игры и упражнения для развития словаря
В игровом материале, посвященном словарной работе,
основное место занимают игры и упражнения, направленные на
формирование понимания значения слова и употребление слова в
соответствии с его смыслом.
Упражнения с существительными.
Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту
игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка.
Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых
слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка). Назови
одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»
Упражнение с глаголами.
Попросите ребенка ответить на вопросы:
- Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать,
играть, лежать, смотреть, стоять)
- Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой),
играть)
- Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит,
радуется, торопится)
- Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется,
смотрит, зажмуривается, сопит)
Упражнения с прилагательными.
Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова:
круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч),
круглое (зеркало, колесо)?
- Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое,
золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)
- Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым,
бегущим)
Упражнения с наречиями.
Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь
местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):
- Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
- Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
- Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко,
медленно, спокойно, плавно, красиво).
Уважаемые родители, помните, что важно использовать каждую
минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать,
разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с
ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка
высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего ребенка будет
грамотной и красивой.