МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Консультация для родителей «Обогащаем словарь дошкольника»

    Учитель-логопеда Олейник Ж.М.
    Консультация для родителей «Обогащаем словарь дошкольника».
    Старший дошкольный возраст - очень важный период в жизни
    ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый
    класс, зависит его дальнейшее обучение.
    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем,
    который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
    обучаться в школе, поэтому развитие словаря - это одна из
    важных задач развития речи.
    Учителя-логопеды детского сада отмечают, что
    своевременное развитие словаря - один из важных факторов
    подготовки к школьному обучению. Дошкольники, не
    владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают
    большие трудности в обучении, потому что не находят
    подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя
    начальных классов отмечают, что ученики с богатым словарем лучше
    решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения,
    грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
    Хорошо развитая речь открывает доступ детям ко всем достижениям
    человеческой культуры. С развитием речи у дошкольников тесно связано
    формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.
    Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей:
    - ограничен в количестве;
    - имеющийся запас слов в пассивном словаре (это те слова и
    выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (это
    те слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети
    затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия
    многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена
    - «дом») или действия (кузов - «песок возят»), зачастую части предметов
    заменяют названиями частей тела (воротник - «горлышко»; кабина -
    «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним
    признакам (пишет - «раскрашивает»).
    В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд,
    самолет - это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова
    противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова
    различные по звучанию, но близкие по значению: холод - стужа). Так,
    характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия:
    большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий,
    высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
    Работа над развитием словаря проводится по нескольким
    направлениям:
    - обогащение словаря новыми словами (названия предметов,
    признаков и качеств, действий, процессов и др.);
    - уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на
    основе точного соотнесения с объектами реального мира);
    - активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые
    слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
    - устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные,
    просторечные, жаргонные).
    Развитие дошкольника происходит через общение и совместную
    деятельность со взрослыми, только так ребенок познает мир. С обогащением
    знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.
    Для стимуляции и развития словаря родителям предагаются:
    - наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за
    сезонными изменениями, происходящими в природе,
    рассматривайте различные предметы и т.д.);
    - рассматривание и описание картин, картинок, игрушек и
    различных предметов;
    - показ мультфильмов и их последующего обсуждения;
    - чтение художественных произведений;
    - дидактические игры, словесно-логические упражнения.
    Работая над развитием словаря, родители должны все
    действия сопровождать комментариями. Постоянно
    рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?»,
    «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?».
    Рекомендуемые игры и упражнения для развития словаря
    В игровом материале, посвященном словарной работе,
    основное место занимают игры и упражнения, направленные на
    формирование понимания значения слова и употребление слова в
    соответствии с его смыслом.
    Упражнения с существительными.
    Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту
    игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка.
    Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых
    слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка). Назови
    одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»
    Упражнение с глаголами.
    Попросите ребенка ответить на вопросы:
    - Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать,
    играть, лежать, смотреть, стоять)
    - Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой),
    играть)
    - Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит,
    радуется, торопится)
    - Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется,
    смотрит, зажмуривается, сопит)
    Упражнения с прилагательными.
    Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова:
    круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч),
    круглое (зеркало, колесо)?
    - Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое,
    золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)
    - Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым,
    бегущим)
    Упражнения с наречиями.
    Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь
    местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):
    - Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
    - Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
    - Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко,
    медленно, спокойно, плавно, красиво).
    Уважаемые родители, помните, что важно использовать каждую
    минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать,
    разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с
    ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка
    высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего ребенка будет
    грамотной и красивой.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике