МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Консультация для родителей: «Могут ли родители сами исправить речь ребенка?»

    Учитель-логопед:Бибикова Е.Н.

    Нельзя однозначно ответить на этот вопрос.

    Здесь всё индивидуально. Если у ребёнка заикание, алалия, дизартрия или какие-то другие серьёзные речевые нарушения, то здесь без вариантов — коррекционную работу должен проводить логопед. Чаще всего — совместно с другими специалистами.

    Все же, прежде чем приступить к самостоятельной работе, рекомендуем посетить хотя бы разовую консультацию у логопеда, чтобы понять, в чём причина отсутствия звуков. Могут быть разные варианты.

    Если у вашего ребёнка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его чёткая, не смазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), то можно попробовать справиться самостоятельно.

    Сейчас в сети много роликов по постановке звуков, и ими, безусловно, можно пользоваться. Но важно понять сможет ли ребёнок?

    Изучите положение языка у малыша в покое. Сядьте с ним напротив зеркала, откройте рот, попробуйте вместе с ребёнком положить язык на нижнюю губу. Теперь понаблюдайте за поведением языка. Если он не лежит в покое, оттягивается внутрь, выбивается кверху, отклоняется в сторону, дрожит, значит, в домашних условиях не следует вызывать звуки. Нужно обратиться за помощью к специалисту.

    Необходимо обращать внимание на то, как ребёнок жуёт пищу, глотает, наблюдается ли повышенное слюнотечение, может ли вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть щёки. Если у него не получается делать перечисленное правильно, это может говорить о речевых нарушениях.

    Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

    – нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

    – желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

    – общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

    – следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

    – ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

    Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

             Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

    Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.

    Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

    Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить!

    Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

             Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

    • Речь ребенка не разборчива.
    • Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают.
    • Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как будто у него акцент.
    • При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок.
    • Звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами.
    • При произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки.
    • Звук «Р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук.
    • К 3-4 годам он не слышит слогов в слове.
    • Искажает слово до неузнаваемости.
    • Произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком.
    • Сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца.
    • Произносит слово несколько раз по-разному.

          К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.

    К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

    Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике