МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

    Учитель – логопед: Бибикова Е.Н.

    Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

    Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

    Предлагаю несколько упражнений для профилактики нарушений слоговой структуры слова:

    Упражнение «Повтори так же»

    Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
    Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
    Ход упражнения: Взрослый задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

    Упражнение «Сосчитай правильно»

    Цель: учить считать звуки.
    Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
    Ход упражнения:
    Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
    Вариант 2. Взрослый воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

    Упражнение «Длинное – короткое»

    Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
    Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
    Ход упражнения:
    Вариант 1. Взрослый произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
    Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

    Упражнения на уровне звуков: 

    • «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

    «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

    Упражнения на уровне слогов:

     Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
    «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
    Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
    Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
     Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

    Упражнение «Что изменилось?»

    Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
    Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

    Упражнение «Найди самое длинное слово»

    Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

    Упражнение «Какое слово отличается»

    Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: взрослый называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
    Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

    Упражнение «Назови ласково»

    Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
    Материал: мяч.
    Ход упражнения: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
    Бант – бантик,   бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

    Игра «Слоговые кубики»

    Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
    Материал: кубики с картинками и буквами.
    Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

    Игра «Цепочка слов»

    Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
    Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
    Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике