МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Упражнения для улучшения техники чтения у детей младшего школьного возраста.

    Учитель – логопед: Бибикова Е.Н.
    Упражнения для улучшения техники чтения у детей младшего школьного возраста..

    Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований ученых говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. В наше время, все своё свободное время дети проводят ни за чтением книг, а у компьютера или телевизора. Понятно, что информация, полученная при помощи современных технических средств, запоминается намного легче, да и усилия требуются минимальные: надо только включить телевизор. А вот саму речь, а именно: построить целостное, связное, грамотно оформленное высказывание, уметь рассуждать, делать выводы – телевизор и компьютер не развивают совсем. Именно в начальной школе формируются данные навыки. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много.

    Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. При формировании навыков чтения родители в первую очередь должны понять, почему чтение важно для ребёнка. Перечислю основные причины:

    • Книга будит эмоции
    • Чтение повышает интеллект
    • Чтение помогает в учебе
    • Книги формируют самообразовательные навыки
    • Чтение побуждает к нравственным поступкам

    Таким образом, развитие навыков чтения необходимый процесс для формирования личности ребёнка. Младшие школьники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

    Предлагаю несколько упражнений, которые способствуют увеличению скорости чтения.

    1. Прыжок – остановка.

     По команде «Прыжок» ребёнок начинает читать текст до команды «Остановка!». Тогда он прекращает читать и отрывает взгляд от страницы. Вы снова даёте команду «Прыжок». Задача ребёнка – быстро найти место, на котором он остановился в прошлый раз, и начал читать с него.

     2. Параллельное чтение.

     Берётся два одинаковых текста. Удобнее всего распечатать из интернета небольшой рассказ, один лист отдать ребёнку, другой взять самому. Подойдут и две одинаковые книжки. После этого вы начинаете читать вслух текст, а ребёнок присоединяется и читает одновременно с вами, следя пальцем за строкой. Читая, то ускоряйте, то снижайте темп, заставляя ребёнка изменять скорость чтения вслед за вами.

     3. Артикуляционная гимнастика.

     Сделайте подборку скороговорок, пословиц, поговорок и предложите ребёнку прочитать их с разной скоростью, с разным выражением. Следите за тем, чтобы у ребёнка не сбивалось дыхание, чтобы он четко выговаривал все звуки, в том числе окончание слов.

     4. Поиск заданного слова.

     Попросите ребёнка найти в незнакомом тексте загаданное вами слово. Задача – найти загаданное слово как можно быстрее. Делайте это по очереди, превратив поиск слов в увлекательную игру. Время поиска засекайте по часам, а тексты подбирайте в соответствии с уровнем и возрастом ребёнка.

     5. Чтение с закладкой.

     Предложите ребёнку прочитать текст, используя закладку. При этом он должен прикрывать закладкой не нижнюю строку, а уже почитанные слова. Благодаря этому упражнению ребёнок научится не возвращаться глазами к ранее прочитанному тексту, и скорость чтения возрастёт.

    6. Зрительный диктант.

     Возьмите текст, состоящий из 5-6 предложений. Прикройте его листом бумаги и покажите ребёнку только первое предложение. Затем закройте его и попросите ребёнка повторить прочитанное по памяти. Чем точнее он воспроизведёт предложение, тем лучше. После этого откройте второе предложение, затем третье и так до конца текста.

    7. Вверх ногами.

     Переверните книгу и предложите ребёнку почитать её вверх ногами. Поначалу с этим могут возникнуть трудности, но постепенно ребёнок научится распознавать целостный образ слова даже в таком неожиданном ракурсе.

    8. Складывание слов из частей.

     Напишите десять – двенадцать слов таким образом, чтобы начало слова приходилось на одну карточку, а окончание осталось на другой. Перемешайте карточки и предложите ребёнку отыскать и сложить из них слова. Постепенно задачу можно усложнить, выбрав более сложные слова и разделив их не на две части, а на три или четыре. Это упражнение помогает «достраивать» слово по первым буквам, ускоряя темп чтения. Желаю успеха!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике