
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, упражнения для которого показывает ему взрослый.
Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным упражнениям подобраны стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения молча по показу, затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривают текст. Позже они уже могут произносить тексты самостоятельно. Нижеприведённый комплекс массажных приёмов доступен и прост в обучении: к каждому движению я подключила стихи, которые облегчают запоминание детьми инструкций, т. к. обучение происходит в игровой форме.
Самомассаж ушных раковин
1. Детям предлагается массировать мочки ушей. Затем всю ушную раковину. Растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.
2. Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до десяти. Начинать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами. Повторить 7 раз.
Разомнём мы ушки наши:
разотрём руками,
нежно ушки мы свернём,
ушки развернутся сами.
Ушки тянем мы вперёд-назад
словно слоник невпопад.
Ушки наши покраснеют,
потому что руки наши их согреют
Самомассаж лица.
Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а также на развитие речи. Игровая форма работы привлекает детей, они выполняют упражнения с большим удовольствием, быстро запоминают их и с радостью перевоплощаются в различных персонажей.
- Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.
Крутим вертим мы спирали
и рисуем мы круги.
Чтобы щёчки не устали,
мы кружочки рисовали,
пальцы в этом помогли:
К подбородку зашагали
и кружочки рисовали,
И на лобик поскакали –
всё кружками расписали.
- Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 мин.
Глазки мы погладили,
Глазки мы расслабили.
- Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей – 20 раз.
Носик-носик, человечек!
Готовился к радостной встрече.
К нему братья приезжали,
долго-долго обнимали,
веселились, танцевали.
- Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.
Ветер, ветер, ветерок,
всем устроил он урок:
Ротик-дверцу отворял,
вправо-влево всё качал.
- Проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; затем «разгладить» лоб от центра к вискам.
Моем-моем мы лицо,
умываемся ладошками.
Гладим, сушим утюжком
мокрые дороженьки:
подбородок, щёчки и виски,
вот и к лобику пришли.
Гладим лобик-бугорок:
от полянки до висков
Массаж язычной мускулатуры.
Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Это может быть как массаж руками с использованием шпателя, зубной щетки или соски, так и массаж языка с помощью зубов (упражнения «Расческа», «Месим тесто», «Накажем непослушный язычок»)
• Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
• Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами
• Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
• Массаж горошинами – переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.
• Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.
• Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка, затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
В заключении хочется отметить, что логопедический массаж улучшает звукопроизношение, положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.