Консультация для родителей«Что такое эмоциональная лексика».
Учитель-логопед МБОУ «НШ-ДС№8»
Олейник Ж. М.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, что такое «эмоциональная лексика».
Понятие «эмоциональная лексика» включает в себя:
- Слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
- Слова – оценки, квалифицирующие вещи, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны всем своим составом, лексически;
- Слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, т.е. особыми суффиксами и прификсами..
Лексическая система ребенка представлена в виде общеупотребительной и эмоциональной лексики.
К общеупотребительной лексике относятся слова: ДОМ, ПОЛЕ, ВЕТЕР, ОКНО, СТОЛ, КРОВАТЬ, ХЛЕБ, СОЛЬ, БЕЛЫЙ, ХОДИТЬ, ЧИТАТЬ и др.
Эмоциональная лексика в дошкольном возрасте наиболее адекватное средство выражения личностного отношения к тому или иному предмету.
К эмоциональной лексике относятся слова: ДОБРОТА,ПЕЧАЛЬ, СМЕЛОСТЬ, ЗЛОСТЬ, КАПРИЗНЫЙ,ДОБРЫЙ,УМНЫЙ и др.
Следует отметить, что дети с ОНР наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно.
Для пополнения словаря эмоциональной лексикой можно с детьми использовать следующие игровые упражнения:
- «Подбери слова»
Ребенку предлагается как можно больше придумать слов, похожих по значению.
Например: ГРУСТНЫЙ – печальный, унылый …
- «Я начну, а ты продолжи»
Взрослый произносит предложения, выделяя в нем какое-то слово, а ребенок подбирает к этому слову синонимы.
Например: Радостный заяц бежит по дорожке.
Радостный ………
Грустный ослик гуляет на полянке.
Грустный ……….
Злой людоед возвращается в свой замок
Злой …………
- «Замени слова»
Взрослый произносит предложения, а ребенок заменяет повторяющееся слово, словом синонимом.
Например: Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (Печальный)
Веселые ребята своими веселыми шутками развеселили самых невеселых старушек. (Радостный)
Злой волшебник со своими злыми слугами и злым вороном полетели в злое царство. (Недобрый, жестокий)
Слова – оценки помогают ребенку квалифицировать вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны.
Игра «Скажи наоборот»
Хороший день - ……. (Плохой день)
Умный принц - …….. (Глупый принц)
Невкусный обед - …… (Вкусный обед)
Печальный ослик - …….(Радостный ослик)
Игра «Составь предложение»
Хорошее – У мамы хорошее настроение.
Плохой – Ребята совершили плохой поступок.
Игра «Скажи ласково»
Вкусный - ……… (Вкусненький)
Хитрый – ………. (Хитренький)
Таким образом, использовав различные методы и приемы, рекомендованные логопедом, родители могут также помочь ребенку обогатить свой словарь эмоциональной лексикой.