МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Что такое эмоциональная лексика?

    Учитель-логопед Олейник Ж.М.
    Что такое эмоциональная лексика?.

    Консультация для родителей«Что такое эмоциональная лексика».

    Учитель-логопед МБОУ «НШ-ДС№8»

     Олейник Ж. М.

       Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, что такое «эмоциональная лексика».

     Понятие «эмоциональная лексика» включает в себя:

    1. Слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
    2. Слова – оценки, квалифицирующие вещи, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны всем своим составом, лексически;
    3. Слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, т.е. особыми суффиксами и прификсами..

    Лексическая система ребенка представлена в виде общеупотребительной и эмоциональной лексики.

    К общеупотребительной лексике относятся слова: ДОМ, ПОЛЕ, ВЕТЕР, ОКНО, СТОЛ, КРОВАТЬ, ХЛЕБ, СОЛЬ, БЕЛЫЙ, ХОДИТЬ, ЧИТАТЬ и др.

    Эмоциональная лексика в дошкольном возрасте наиболее адекватное средство выражения личностного отношения к тому или иному предмету.

    К эмоциональной лексике относятся слова: ДОБРОТА,ПЕЧАЛЬ, СМЕЛОСТЬ, ЗЛОСТЬ, КАПРИЗНЫЙ,ДОБРЫЙ,УМНЫЙ и др.

    Следует отметить, что дети с ОНР наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно.

    Для пополнения словаря эмоциональной лексикой можно с детьми использовать следующие игровые упражнения:

    1. «Подбери слова»

    Ребенку предлагается как можно больше придумать слов, похожих по значению.

    Например: ГРУСТНЫЙ – печальный, унылый …

    1. «Я начну, а ты продолжи»

    Взрослый произносит предложения, выделяя в нем какое-то слово, а ребенок подбирает к этому слову синонимы.

    Например: Радостный заяц бежит по дорожке.

                         Радостный ………

                         Грустный ослик гуляет на полянке.

                         Грустный ……….

                         Злой людоед возвращается в свой замок

                         Злой …………

    1. «Замени слова»

    Взрослый произносит предложения, а ребенок заменяет повторяющееся слово, словом синонимом.

    Например: Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (Печальный)

    Веселые ребята своими веселыми шутками развеселили самых невеселых старушек. (Радостный)

    Злой волшебник со своими злыми слугами и злым вороном полетели в злое царство. (Недобрый, жестокий)

    Слова – оценки помогают ребенку квалифицировать вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны.

    Игра «Скажи наоборот»

    Хороший день - ……. (Плохой день)

    Умный принц - …….. (Глупый принц)

    Невкусный обед - …… (Вкусный обед)

    Печальный ослик - …….(Радостный ослик)

    Игра «Составь предложение»

    Хорошее – У мамы хорошее настроение.

    Плохой – Ребята совершили плохой поступок.

    Игра «Скажи ласково»

    Вкусный - ……… (Вкусненький)

    Хитрый –  ………. (Хитренький)

    Таким образом, использовав различные методы и приемы, рекомендованные логопедом, родители могут также помочь ребенку обогатить свой словарь эмоциональной лексикой.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie