МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • «Кубики Блума, как прием педагогической технологии в развитии познавательной активности детей»

    Подготовили: Воспитатели подготовительной группы №4 «АБВГДейка» Бочарникова С.Д. Винник А. А.
    «Кубики Блума, как прием педагогической технологии в развитии познавательной активности детей».

    На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности – развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребенка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им

    Для ребенка современный детский сад – это, прежде всего новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Одна из главных задач обучения и воспитания в детском саду заключается в том, чтобы создать фундамент для усвоения новых знаний. Основное внимание должно уделяться привитию желания и умения изучать что-то новое. Чем же должен овладеть ребенок, выходя из стен детского сада? Какими умениями и навыками должен овладеть? Но одно  очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный интересный поиск. Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

    А как же развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Бенджaмин Блум извеcтен как aвтор уникaльной cиcтемы aлгоритмов педaгогичеcкой деятельноcти. Предложеннaя им теория, рaзделяет обрaзовaтельные цели нa три блокa: когнитивную, пcихомоторную и aффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блокaми «Знaю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлaгaют не готовое знaние, a проблему. А он, иcпользуя cвои знaния, должен нaйти пути рaзрешения этой проблемы. Прием называется «Кубик Блума».

    В чем же состоит методика использования кубика «Блума»?

     1.Понадобится обычный бумажный кубик, на гранях которого написано: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.

    Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д., Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы, которые происходят с предметами, явлениями.

    Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

    Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.

    Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например, Придумай свою версию концовки сказки, придумай прилагательные к каждому из героев и т.д.

    Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

    К 4-5 годам ребенок уже способен выделять те особенности предмета, которые важны сейчас для решения конкретной задачи. Мышление ребенка начинает работать со схемами и моделями, анализировать полученную извне информацию и обобщать её. Это самое подходящее время для развития критического мышления. Именно с этого возраста можно использовать в работе с детьми «Кубик Блума». Так же его можно использовать по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на итоговых, обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

    Так же кубики Блума широко используются для развития речи дошкольников: развитие лексико-грамматического строя, связной речи в целом. Можно применять кубик Блума и на занятиях по математике. Изучили с воспитанниками геометрические фигуры, а закрепили знания с помощью кубика Блума. 

    Как пример возьмем всем нам известную сказку «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского. Будем кубик мы бросать, на вопросы отвечать.
    1.Назови кто автор этой сказки, или кто главные герои этой сказки?
    2.Почему Муха-Цокотуха пригласила всех друзей?
    3.Объясни поступки гостей, по отношению к Мухе-Цокотухе. (Здесь могут быть и дополнительные фразы): Ты действительно думаешь, гости поступили неправильно?

    4.Предложи свой вариант концовки этой сказки.
    5.Поделись своим отношением к героям сказки.
    6.Придумай, прилагательные ко всем героям.
    Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.

    Кубик Блума уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie