МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»
г. Белгород
  • Консультация для воспитателей ДОУ Основы формирования функциональной грамотности дошкольников

    Подготовила: заместитель директора Олейник Ж.М.
    Консультация  для воспитателей ДОУ  Основы формирования функциональной грамотности дошкольников.

    «Основы формирования функциональной грамотности дошкольников»

    В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель -  повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.

    Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов, для реализации каждого подпроекта в Регионе разработаны проекты, и далее в муниципалитете разработан ряд мероприятий по реализации каждого подпроекта. Так каждое учреждения является участником сетевых проектов по тому или иному направлению.

    Непосредственно  дошкольников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего».

     Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что  функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД).

    Что нужно поменять  педагогам ДОО в работе?

    1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

    2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

    3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

     4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

    5. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

    Как это сделать?

    1. Изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт. / Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).

    2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч.  НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.

    3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации».

    4. В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

    5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ/ Не бояться пробовать. / Принять к сведению рекомендации по результатам исследования качества дошкольного образования в РФ,  с использованием шкалы ECERS-R.

    Итог работы:  кейс (методическая копилка) компетентностных заданий (игр, упражнений, сценариев образовательных мероприятий, работающих на формирование естественнонаучной, читательской, математической, информационной, коммуникативной, социально-бытовой, финансовой грамотности)

    Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

    Что такое «функциональная грамотность»?

    Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

    Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

    Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

    ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

    Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

    Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

    - проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

    - технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

    -  технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

    -  информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

    В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

    Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

    - готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

    - возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

    - способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

    - совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию,  самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.

    Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Функциональная грамотность связана с готовностью:

    - добывать знания;

    - применять знания и умения;

    - оценивать знания и умения;

    - осуществлять саморазвитие.

    Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО:

    1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.
    2. Формирование речевой активности дошкольников.
    3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
    4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования

    Международные образовательные стандарты.

    Читательская грамотность

     - способность человека понимать и использовать письменные тексты,

    - размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

    - расширять свои знания и возможности,

    - участвовать в социальной жизни

    Естественнонаучная грамотность

    - способность человека использовать естественно - научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

    Математическая грамотность

    - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

    Глобальные компетенции

    - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды –наши собственные и других людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинств.

    Формируем функциональную грамотность дошкольников.

    - Cоздание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность  детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и  проясняющих смыслы этой деятельности.

    - Оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само-и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

    - Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.

    -   Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения.

              - Учение в общении,  или совместное сотрудничество (работа в парах или малых группах).

    Разнообразь как только можешь:

    Наблюдения.

    Аналитические работы:

    Эксперименты.

    Практические работы.

    Решение УПЗ.

    Решение УПрЗ.

    Творческие работы.

    Развивающие игры.

    Анализ ситуаций.

    Эвристические беседы.

    Индикаторы функциональной грамотности.

    - владение навыками речевой активности;

    - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

    - адекватное восприятие устной и письменной речи;

    - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

    - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи и правил русского речевого этикета.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie